Пошаговое руководство по анализу ICO

10.11.2017 1073

Как отличить дельный проект от мыльного пузыря? Пошаговое руководство, которое поможет принять решение

Каждый день в мире проходит больше сотни ICO. Как не потеряться в разнообразии проектов? Как отличить дельный проект от мыльного пузыря? Как принять решение стать инвестором?

Ответ один – анализировать.

Мы составили для Вас пошаговое руководство, которое в этом поможет.

Однако, предупреждаем, анализ вы проводите САМИ. А значит, действуете на свой страх и риск. Мы не даем волшебную формулу, мы лишь рекомендуем некоторые направления анализа, а дальше уже руководствуйтесь своим здравым смыслом.

Итак начнем:

 

Шаг 1: Составьте представление о бизнесе

 

«Если я чего-то не понимаю в проекте, то и не инвестирую»

Уоррен Баффет

1. Просмотрите вэб-сайт проекта, прочитайте WhitePaper, и постарайтесь ответит себе на вопрос «Что же, собственно говоря, делают эти парни?»

Так же не забывайте про Telegram, Facebook, Slack, Bitcointalk, Subreddit (если таковые есть).

2. Найдите в интернете все, что можете найти про этот проект. Да-да именно все, Google в помощь.

3. Если вы наконец смогли понять, чем занимается компания, попробуйте найти в Google другие компании, которые занимаются тем же, как в нормальном (централизованном), так и в децентрализованном бизнесе (подсказка: поиск по ключевым словам, например «подтверждение цифровой идентичности»)

4. Посмотрите на roadmap и попробуйте понять, как давно возникла идея и на каком этапе реализации она сейчас находится (подсказка: если идея возникла два месяца назад, и сейчас ребята смогли сделать WhitePaper, то скорее всего инвестиция пока очень рискованная. Подсказка 2: если проект существует уже пять лет, все это время безуспешно ищет инвесторов, а сейчас внезапно решил выйти на  ICO – скорее всего, идея неудачная, проект не будет реализован)

5. Если вы технически подкованы, а проект open source, имеет смысл посмотреть на source code, его прогресс и комментарии.

6. Если вы поняли, что за бизнес лежит в основе проекта, попытайтесь с точки зрения здравого смысла ответить на вопрос: а зачем там децентрализация? Может, и так все счастливы?

7. Присутствует ли сетевой эффект? Как мы знаем, стоимость проекта пропорциональна количеству пользователей этого проекта. Соответственно, если выпуск токена приведет к созданию постоянно расширяющейся сети пользователей – это хорошо.

 

Шаг 2: Структура ICO

1. Посчитайте ICO Project Valuation. Для этого понадобятся:

а) величина hard cap

б) сколько процентов токенов получат участники ICO.

Например, если hard cap проекта составляет 10 миллионов долларов, и в ходе ICO распределяется между участниками 50%, то Project Valuation (и, соответственно, Market Cap) будет 20 миллионов долларов.

Это нужно знать, чтобы примерно понимать, насколько круто проект будет выглядеть на общем фоне, и сколько потенциально заработают основатели проекта. Через некоторое время мы планируем установить на сайте MarketCapCalculator, который будет учитывать более сложные случаи распределения токенов.

2. Может ли компания после ICO выпустить еще токены, если вдруг захочет? Какие еще есть инфляционные факторы у токена?

 

Шаг 3: Для чего нужен токен?

1. Постарайтесь понять, для чего нужен токен.

Обычно есть два варианта:

  • токен используется как единица запуска или подтверждения транзакции внутри платформы
  •  токен используется как расчетная единица при распределении прибыли от работы проекта между держателями токенов.

Все остальные вариации –от лукавого.

2. Каким образом токен приобретает ценность? Опять же, два варианта: либо от широкого использования платформы, либо от того, что проект генерирует большую прибыль.

 

Шаг 4: Команда проекта

1. Найдите имена членов проекта и подумайте, не кажутся ли они вам немного странными (подсказка: с опасением следует вкладываться в проекты, которыми руководят V Putin, Jesus Crist или SatoshiFavoriteDev)

2. Есть ли у членов команды страницы на Linkedine и/или GitHub? Активны ли страницы, как давно они были созданы, сколько контактов. Отмечено ли на Линкедине, что члены команды работают в проекте, или они работают где-то еще?

3. Список адвайзеров и инвесторов:

  • отнеситесь к нему с некоторой долей скептицизма: работа адвайзера может заключаться как в разовой десятиминутной консультации по телефону, так и в ежедневной работе с командой. Немного спокойнее, если на странице адвайзера в Linkedin отмечено, что он работает в данном проекте
  • в наше время большинство адвазеров выполняют только маркетинговые функции. Попытайтесь понять, исходя из здравого смысла, какую пользу конкретный адвайзер может принести проекту. Если непонятно – скорее всего, это всего лишь известное лицо на сайте для придания легитимности проекту

4. Попытайтесь понять, давно ли команда работает вместе. Были ли у них предыдущие совместные проекты, в каких областях, были ли они успешными?

 

Шаг 5: Анализ рисков

1. Подумайте (с точки зрения банальной логики), что может пойти не так с проектом. Ну вот просто все самые плохие варианты.

2. Подумайте, какие факторы могут повредить самому «основному бизнесу»:

  • есть ли вообще потребность в предлагаемом продукте/услуге?
  • какие существуют вероятные замещения данного продукта/услуги?
  • каково давление на запрос услуги/продукта со стороны потребителей?
  • какова зависимость продукта/услуги от поставщиков (материалы, энергия, софт и пр)
  • существующие конкуренты и их сила
  • опасность появления новых конкурентов

3. Риски изменения регулирования и законодательства для проекта и держателей токенов

4. Проанализируйте факторы продвижения проекта: если основной упор на сайте и на других каналах продвижения делается не на основных идеях и преимуществах проекта, а на том, как на этих токенах можно заработать – о проекте лучше забыть.

5. Реклама: если проект тратит много средств на платную рекламу, а количество положительных отзывов со стороны сообщества невелико – подходите к проекту с осторожностью.

 

Шаг 6: Насколько проект подходит лично вам?

Если проект (проанализированный и обдуманный) вам нравится – надо составить план, в соответствии с которым вы будете управлять своей инвестицией. В частности:

  • Собираетесь ли вы продать токены сразу после того, как они будут выведены на биржу, или это долгосрочная инвестиция?
  • Если вы собираетесь продать токены побыстрее (например, купили их с хорошим бонусом, и не очень верите в их дальнейший рост) – посмотрите до начала ICO, насколько популярен проект (по отзывам в соцсетях и других источниках). Конечно, не забывайте отсеивать проплаченные посты. Если вы считаете, что проект соберет практически все деньги на первых днях продаж (с максимальными бонусами) – вы не один такой умный, кто хочет продать токены побыстрее. Но при хорошей сноровке – почему бы и нет?
  • Чем меньше размер собираемых денег (и чем меньше разрыв между софткап и хардкап) – тем больше вероятности успешного ICO (при, соответственно, хорошей популярности, как сказано выше).
  • Если вы уж совсем уверены в проекте – заходите в него на пресейле. Рисков меньше (если пресейл не собрал деньги, то приличные люди все возвращают обратно), а бонусы больше
  • Ну и не забывайте про валютные риски, связанные с lock-up периодом. Если он длинный, то биткойн может успеть так подняться, что его рост съест все бонусы.
  • Ну и, наконец, если вы инвестируете «в долгую» – во-первых, надо иметь железные нервы (цена токена может упасть за день на 50%, а потом подняться на 200%), во-вторых, иметь представление о тех событиях, наступление которых потянет ваш токен вверх (листинг на хорошей бирже, подписание договора о сотрудничестве с крупной корпорацией и так далее). Но, в целом, длинные инвестиции – это для профессиональных инвесторов.

 

Вот, вкратце, и все руководство по самостоятельному анализу.

Естественно, что мы рассматриваем проекты пристальней и детальней. Но не можем охватить все разом. В первую очередь будем разбирать наиболее интересные проекты, вызывающие больше всего вопросов и комментариев у наших читателей. Поэтому не стесняйтесь , пишите!

Следите за нашим блогом и отчетами по ICO, и вместе мы в конце концов научимся, как говорится, отделять зерна от плевел.

Публикации в СМИ
Пресса о нас, а так же публикации агенства
в популярных СМИ